Цилиндрические печати
Еще жители Месопотамии довели до совершенства миниатюрную скульптуру, или глиптическое искусство (от греческого «gly- phein», «вырезать»). Наиболее выдающимися объектами в культурном отношении является цилиндрическая печать небольшого размера, представляющая собой цилиндр с гравировкой, который обычно прокатывали по мягкой глине, чтобы оставить отпечаток, служивший подписью или знаком владения. Хотя цилиндрические печати использовались по всему древнему Ближнему Востоку, где глубоко чувствуется влияние Месопотамии, ни одна другая цивилизация в мире не изобрела и не довела до такой степени совершенства эту художественную форму.
История
Использование печатей (по-шумерски «kishib»; по-аккадски «kunukku») для от меток на глине впервые относится восьмому тысячелетию до н.э. Эти печати появились в Сирии, где, возможно служили декоративным или магическим целям. Эти печати были не цилиндрическими, а круглыми и использовались так, как сейчас используются резиновые штампы. К средине шестого тысячелетия до н.э. подобные печати использовались на территории современного северного Ирака для нанесения линейного узора или форм на глиняные бирки диски в целях идентификации.
Если судить по отпечаткам на глине к четвертому тысячелетию до н.э. относится новы тип печатей, которыми пользовались шумеры в южной Месопотамии. Введение эти печатей предшествует рождению письма, но совпадает по времени с открытием металлургии, поскольку для нанесения гравировки на камень требовались металлические орудия труда.
Цилиндрические печати имели множество преимуществ перед их предшественниками, печатями для штампов. Когда их вращали, они могли покрыть большую площадь. Их большая поверхность позволяла иметь больше пространства для узоров, которые гарантировали индивидуальность каждой отдельной печати и, таким образом, ее эффективность как знака личной идентификации и персонального владения. После появления письма большая поверхность пригодилась для размещения имени владельца. Более обширный рисунок также соответствовал эстетическим взглядам жителей Месопотамии. Сложный отпечаток цилиндрической печати к тому же был более внушительным, чем печать в виде штампа, причем выгравированные сцены делали отпечаток настоящим произведением искусств. Кроме того, что их было трудно подделать.
На протяжении трех тысячелетий, от шумерских времен вплоть до дней Персидской империи, цилиндрические печати превосходили печати в виде штампов в популярности. Но примерно к 1000 г. до н.э. они уступили место штампам, которые приобрели к V в. до н.э. полное господство. Причиной были изменения в языке и письме. Арамейский вытеснил аккадский в качестве международного языка на Ближнем Востоке. В то время как аккадский записывался в виде клинописи на глиняных табличках, по арамейски писали чернилами на папирусе, пергаменте или коже, причем свитки скручивались и обвязывались веревкой, на которую для сохранности навешивали небольшой кусок глины. Поскольку больше не было места, по которому надо было прокатывать цилиндрическую печать, она исчезла из обихода.
Производство
Задача изготовления печатей лежала на резчиках печатей. Ученичество у мастера по изготовлению печатей длилось четыре года, мастер и ученики трудились в мастерской; одна из таких мастерских была найдена в развалинах сирийского города Угарита. В Телль-Асмаре, к востоку от Багдада, был найден набор инструментов рабочего. В глиняном кувшине были найдены небольшой медный резец, два остроконечных медных гравера (для проработки деталей), правило, сверло (для проделывания отверстий) и несколько незавершенных печатей. Инструменты для гравировки изготовлялись также из бронзы и кремния.
Сверла и лезвия для резьбы приводились в действие вручную. Резчик двигал вперед-назад лук, обвязанная вокруг вала тетива вынуждала его вращаться, тоже взад и вперед. Позднее, возможно, использовались ноги, для того чтобы вал вращался постоянно и в одном направлении. По всей видимости, резчики приобретали у торговцев не необработанные камни, а готовые цилиндры с ровной поверхностью.
Когда цилиндрическая печать была готова (а возможно, и перед этим), в ней просверливались отверстия снизу и сверху, чтобы образовать сквозной канал. В этот канал вдевалась веревка, так что печать можно было носить на веревке на шее как кулон.
Материалы
Большая часть цилиндрических печатей была вырезана из камня, в основном привезенного из других стран. Но некоторые печати были изготовлены из других материалов, таких как кость, слоновая кость, раковины, дерево, глина и металл (золото, серебро, медь и бронза).
В разное время использовались разные типы камней, в зависимости от капризов моды и доступности камней из местных и иноземных источников. Самые первые печати вырезались из мягкого песчаника, лазурита и горного хрусталя. Позднее стали использовать камни разных оттенков, такие как диорит, тальк и агат разных цветов. Для более ярких цветов использовали серпентин, хлорит, нефрит и зеленый как яблоко амазонит, красный карнелиан, темно-красный гоетит и красно-белую пятнистую яшму, пурпурный аметист, известняк черной окраски, магнитный железняк и стеклоподобный обсидиан. Довольно поздно в истории производства печатей стал использоваться синтетический камень — композитный кварц.
Считалось, что некоторые камни обладают магическими свойствами и приносят благо своим владельцам: лазурит символизировал власть и успех, горный хрусталь давал счастье, зеленый мрамор гарантировал постоянное благословение богов. Согласно ассирийским трактователям снов, если во сне дают печать, то это означает рождение сына.
Если при этом на печати выгравированы фигурки, то это обещало много сыновей и душевное спокойствие. Красная печать была предвестником сыновей и дочерей. Печать из слоновой кости давала исполнение заветного желания, а царская печать — защиту богов.
Декоративные темы
При создании рельефов на печати использовали много тем. Разным временам соответствовала популярность разных тем.
Самыми ранними темами являлись экономические. На печатях изображались продукты и ткани. Позже стали изображаться и религиозные церемонии. Таким образом, на самых ранних печатях главными являются две взаимосвязанные темы: материальное процветание и богочестие. В раннединастический период, возможно в ознаменование героических достижений эпохи, возникли новые темы: бои мифологических персонажей и пиршества. Несколько позднее появились и боги. В последующие столетия их место на миниатюрной сцене заняли герои и чудовища, боги и цари.
Использование печатей и их владельцы
Месопотамские печати использовались в самых разных случаях. До появления письменности ими помечались пустые глиняные шары, в которые помещались небольшие глиняные ярлыки, символизировавшие товары (к примеру, овец), используемые в коммерческих сделках. Позднее печати использовали для опечатывания горшков с ценными товарами: горлышко горшка покрывали тряпкой и завязывали веревкой, узел запечатывали в глину, а на глину ставили печать. Похожим образом печати прикладывали к дверям, ведущим в отделения складов. Однако наиболее часто печати применяли в качестве своего рода подписи к документам на глине, прокатывая ее через табличку или через глиняный конверт, в котором располагался документ.
Иногда для большей достоверности оттиск печати дополняли надписью клинописью, указывающей имя владельца. Дополнительные данные могли включать имя отца владельца, титул владельца и/или профессию, а также имена правителя или бога, которому он служил. Такие надписи, по всей видимости, добавлялись к оттиску при покупке заказанной печати. В этом случае ставилось имя покупателя, обычно в специально оставленном месте. Из подобного рода надписей мы знаем, что цилиндрическими печатями владели и пользовались люди самых разных профессий и разного социального положения: мужчины и (менее часто) женщины, правители и священники, солдаты и писцы, царские повара и слуги, плотники и другие ремесленники, а также вездесущие купцы. Даже рабы, которые осуществляли сделки, имели печати. Богов изображали тоже с печатями. Один и тот же человек мог иметь несколько печатей, заказывая новую при повышении или переходя на службу к другому правителю.
Оттиски печатей были найдены в контрактах, договорах и письмах. Для того чтобы получить заем, заемщик или его представитель должен был прокатать печать под своим обязательством вернуть определенную сумму. При передаче собственности продавец должен был подписать счет по продаже. По получении товаров получатель тоже должен был подписать соответствующий документ. В случае взаимных обязательств — к примеру, свадьба или деловое соглашение — подпись должны были сделать обе стороны. К середине первого тысячелетия до н.э. при составлении документов стали делать копию, чтобы экземпляр имела каждая сторона, — точно так же делается в наши дни.
Если цилиндрические печати терялись или похищались, к этому относились очень серьезно. Прежний владелец записывал время и дату потери в присутствии чиновника, удостоверяя этим факт, что все операции купли-продажи с использованием этой печати являются недействительными (это весьма похоже на то, что происходит, когда владельцы «Visa» или «Mastercard» докладывают о потерянной или украденной кредитной карточке).
Наши мастера изготовят цилиндрическую печать не хуже их древних коллег. В наше время цилиндрические печати преобразовались в промышленные валы и ролики для тиснения.
Стивен Бертман / Месопотамия. — М. : Вече, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-1916-4