Цилиндрические печати

Цилиндрические печати

Еще жители Месопота­мии довели до совершенства миниатюрную скульптуру, или глиптическое искусство (от греческого «gly- phein», «вырезать»). Наиболее выдающимися объектами в культурном отношении является цилиндрическая печать небольшого размера, представляющая собой цилиндр с гравировкой, который обычно прокатывали по мягкой глине, чтобы оставить отпечаток, служивший подписью или знаком владения. Хотя цилиндрические печати использова­лись по всему древнему Ближнему Вос­току, где глубоко чувствуется влияние Месопотамии, ни одна другая цивили­зация в мире не изобрела и не довела до такой степени совершенства эту художественную форму. 

История

Использование печатей (по-шумерски «kishib»; по-аккадски «kunukku») для от меток на глине впервые относится восьмому тысячелетию до н.э. Эти печати появились в Сирии, где, возможно служили декоративным или магическим целям. Эти печати были не цилиндрическими, а круглыми и использовались так, как сейчас используются резиновые штампы. К средине шестого тысячелетия до н.э. подобные печати использовались на территории современного северного Ирака для нанесения линейного узора или форм на глиняные бирки диски в целях идентификации.

Если судить по отпечаткам на глине к четвертому тысячелетию до н.э. относится новы тип печатей, которыми пользовались шумеры в южной Месопотамии. Введение эти печатей предшествует рождению письма, но совпадает по времени с открытием металлургии, поскольку для нанесения гравировки на камень требовались металлические орудия труда.

Цилиндрические печати имели множество преимуществ перед их предшественниками, печатями для штампов. Когда их вращали, они могли покрыть большую площадь. Их большая поверхность позволяла иметь больше пространства для узоров, которые гарантировали индивидуальность каждой отдельной печати и, таким образом, ее эффективность как знака личной идентификации и персонального владения. После появления письма большая по­верхность пригодилась для размеще­ния имени владельца. Более обширный рисунок также соответствовал эстети­ческим взглядам жителей Месопота­мии. Сложный отпечаток цилиндричес­кой печати к тому же был более внуши­тельным, чем печать в виде штампа, причем выгравированные сцены дела­ли отпечаток настоящим произведени­ем искусств. Кроме того, что их было трудно подделать.

На протяжении трех тысячелетий, от шумерских времен вплоть до дней Персидской империи, цилиндрические печати превосходили печати в виде штампов в популярности. Но примерно к 1000 г. до н.э. они уступили место штам­пам, которые приобрели к V в. до н.э. полное господство. Причиной были из­менения в языке и письме. Арамейский вытеснил аккадский в качестве между­народного языка на Ближнем Востоке. В то время как аккадский записывался в виде клинописи на глиняных таблич­ках, по арамейски писали чернилами на папирусе, пергаменте или коже, при­чем свитки скручивались и обвязыва­лись веревкой, на которую для сохран­ности навешивали небольшой кусок глины. Поскольку больше не было мес­та, по которому надо было прокатывать цилиндрическую печать, она исчезла из обихода.

Производство

Задача изготовления печатей лежала на резчиках печатей. Учениче­ство у мастера по изготовлению печа­тей длилось четыре года, мастер и уче­ники трудились в мастерской; одна из таких мастерских была найдена в раз­валинах сирийского города Угарита. В Телль-Асмаре, к востоку от Багдада, был найден набор инструментов рабо­чего. В глиняном кувшине были найде­ны небольшой медный резец, два ост­роконечных медных гравера (для про­работки деталей), правило, сверло (для проделывания отверстий) и несколько незавершенных печатей. Инструмен­ты для гравировки изготовлялись так­же из бронзы и кремния.

Сверла и лезвия для резьбы приво­дились в действие вручную. Резчик дви­гал вперед-назад лук, обвязанная вокруг вала тетива вынуждала его вращаться, тоже взад и вперед. Позднее, возмож­но, использовались ноги, для того что­бы вал вращался постоянно и в одном направлении. По всей видимости, рез­чики приобретали у торговцев не нео­бработанные камни, а готовые цилин­дры с ровной поверхностью.

Когда цилиндрическая печать была готова (а возможно, и перед этим), в ней просверливались отверстия сни­зу и сверху, чтобы образовать сквозной канал. В этот канал вдевалась верев­ка, так что печать можно было носить на веревке на шее как кулон.

Материалы

Большая часть цилиндрических печа­тей была вырезана из камня, в основ­ном привезенного из других стран. Но некоторые печати были изготовлены из других материалов, таких как кость, слоновая кость, раковины, дерево, гли­на и металл (золото, серебро, медь и бронза).

В разное время использовались раз­ные типы камней, в зависимости от капризов моды и доступности камней из местных и иноземных источников. Самые первые печати вырезались из мягкого песчаника, лазурита и горного хрусталя. Позднее стали использовать камни разных оттенков, такие как дио­рит, тальк и агат разных цветов. Для более ярких цветов использовали сер­пентин, хлорит, нефрит и зеленый как яблоко амазонит, красный карнелиан, темно-красный гоетит и красно-белую пятнистую яшму, пурпурный аметист, известняк черной окраски, магнитный железняк и стеклоподобный обсидиан. Довольно поздно в истории производ­ства печатей стал использоваться син­тетический камень — композитный кварц.

Считалось, что некоторые камни об­ладают магическими свойствами и при­носят благо своим владельцам: лазурит символизировал власть и успех, горный хрусталь давал счастье, зеленый мрамор гарантировал постоянное благослове­ние богов. Согласно ассирийским трактователям снов, если во сне дают пе­чать, то это означает рождение сына.

Если при этом на печати выгравирова­ны фигурки, то это обещало много сы­новей и душевное спокойствие. Красная печать была предвестником сыновей и дочерей. Печать из слоновой кости да­вала исполнение заветного желания, а царская печать — защиту богов.

Декоративные темы

При создании рельефов на печати ис­пользовали много тем. Разным време­нам соответствовала популярность раз­ных тем.

Самыми ранними темами являлись экономические. На печатях изобража­лись продукты и ткани. Позже стали изображаться и религиозные церемо­нии. Таким образом, на самых ранних печатях главными являются две взаимо­связанные темы: материальное процве­тание и богочестие. В раннединастичес­кий период, возможно в ознаменование героических достижений эпохи, воз­никли новые темы: бои мифологических персонажей и пиршества. Несколько позднее появились и боги. В последую­щие столетия их место на миниатюрной сцене заняли герои и чудовища, боги и цари.

Оттиск цилиндрической печати

 

Использование печатей и их владельцы

Месопотамские печати использовались в самых разных случаях. До появления письменности ими помечались пустые глиняные шары, в которые помещались небольшие глиня­ные ярлыки, символизировавшие това­ры (к примеру, овец), используемые в коммерческих сделках. Позднее печати использовали для опечатывания горш­ков с ценными товарами: горлышко гор­шка покрывали тряпкой и завязывали веревкой, узел запечатывали в глину, а на глину ставили печать. Похожим об­разом печати прикладывали к дверям, ведущим в отделения складов. Однако наиболее часто печати применяли в ка­честве своего рода подписи к докумен­там на глине, прокатывая ее через таб­личку или через глиняный конверт, в котором располагался документ.

Иногда для большей достоверности оттиск печати дополняли надписью клинописью, указывающей имя вла­дельца. Дополнительные данные могли включать имя отца владельца, титул владельца и/или профессию, а также имена правителя или бога, которому он служил. Такие надписи, по всей види­мости, добавлялись к оттиску при по­купке заказанной печати. В этом случае ставилось имя покупателя, обычно в специально оставленном месте. Из по­добного рода надписей мы знаем, что цилиндрическими печатями владели и пользовались люди самых разных про­фессий и разного социального положе­ния: мужчины и (менее часто) женщи­ны, правители и священники, солдаты и писцы, царские повара и слуги, плот­ники и другие ремесленники, а также вездесущие купцы. Даже рабы, которые осуществляли сделки, имели печати. Богов изображали тоже с печатями. Один и тот же человек мог иметь не­сколько печатей, заказывая новую при повышении или переходя на службу к другому правителю.

Оттиски печатей были найдены в контрактах, договорах и письмах. Для того чтобы получить заем, заемщик или его представитель должен был прока­тать печать под своим обязательством вернуть определенную сумму. При пе­редаче собственности продавец должен был подписать счет по продаже. По по­лучении товаров получатель тоже дол­жен был подписать соответствующий документ. В случае взаимных обяза­тельств — к примеру, свадьба или дело­вое соглашение — подпись должны были сделать обе стороны. К середине пер­вого тысячелетия до н.э. при составле­нии документов стали делать копию, чтобы экземпляр имела каждая сторо­на, — точно так же делается в наши дни.

Если цилиндрические печати теря­лись или похищались, к этому относи­лись очень серьезно. Прежний владе­лец записывал время и дату потери в присутствии чиновника, удостоверяя этим факт, что все операции купли-продажи с использованием этой печати являются недействительными (это весьма похоже на то, что происходит, когда владельцы «Visa» или «Mastercard» докладывают о потерянной или укра­денной кредитной карточке).

Наши мастера изготовят цилиндрическую печать не хуже их древних коллег. В наше время цилиндрические печати преобразовались в промышленные валы и ролики для тиснения

Стивен Бертман / Месопотамия. — М. : Вече, 2007. — 416 с. — ISBN 978-5-9533-1916-4