История печатей для ткани

 

Сегодня на ткани наносят самые разные расцветки и рисунки, а еще каких-то несколько тысяч лет назад можно было выбирать из однотонной ткани разного происхождения.
Людям быстро надоело такое однообразие, и они стали придумывать, как бы разукрасить ткань рисуноками и узорами. И придумали множество вариантов.

Деревянное клише для печати на ткани.Музей г. Хива Узбекистан

Деревянное клише для печати на ткани. Музей г. Хива Узбекистан

Рисунок на ткани стали наносить еще в древние века. Известно, что печать на ткани появилась раньше, чем печать на бумаге. Сначала пользовались кисточкой. Из Индии, Китая и Египта искусство росписи по ткани передалось в Европу.

Деревянное клише для печати на ткани.Музей г. Хива Узбекистан

Штамп для ткани. Музей г. Хива Узбекистан

Самыми древними способами нанесения рисунка на ткань были:
Батик. Резервирующий состав (расплавленный воск, гречневую муку или специальную глину) наносился на ткань вручную: кистями или другими приспособлениями. Когда он застывал — ткань опускали в красящий состав. После просушки резерв счищали, на окрашенном фоне получался рисунок естественного цвета.
Набойка. Этот способ появился примерно в XII в. Технология нанесения рисунка напоминает применяемую сегодня. На печатной доске вырезали рисунок-трафарет, который покрывали краской, а затем прикладывали к ткани (печатали).
Шелкография - вид трафаретного рисунка, пришедшего с Востока и получившего широкое распространение в XVIII веке в Европе, а затем, после усовершенствования в XX в, и во всем мире.
Все древние методы декорирования были трудоемкими и требовали не только высокого мастерства, но и затрат большого количества времени и усилий. Тем не менее в некоторых местах они ещё сохранились. Более того - ручная работа считается уникальной и стоит очень дорого.